File-Portal

Скачать Программу Электронного Декларирования В Налоговой Рб img-1

Скачать Программу Электронного Декларирования В Налоговой Рб

Рейтинг: 4.8/5.0 (1696 проголосовавших)

Категория: Программы

Описание

О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа - Пр

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2008 N 128 "О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа"

Документ утратил силу

На основании подпункта 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и в соответствии со статьей 63 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления, приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, которые в соответствии с законодательством должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в виде электронного документа в налоговых органах, порядка и сроков хранения таких налоговых деклараций (расчетов) и документов.

2. Уполномочить республиканское унитарное предприятие "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" на распространение плательщикам налогов, сборов (пошлин) носителей ключевой информации и выпуск сертификатов открытых ключей проверки электронной цифровой подписи для представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ (РАСЧЕТОВ) ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ (ПОШЛИНАМ) И ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДОЛЖНЫ ПРИЛАГАТЬСЯ К НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТУ), В ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ, ПОРЯДКА И СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ТАКИХ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ (РАСЧЕТОВ) И ДОКУМЕНТОВ

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г. N 15, 2/1665) и определяет общие принципы организации электронного документооборота при:

представлении плательщиком налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщик) в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, прилагаемых к налоговой декларации, в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи (если не установлено иное, далее - налоговая декларация);

приеме и обработке налоговых деклараций налоговым органом;

направлении налоговым органом плательщику письменного подтверждения о приеме налоговой декларации в виде электронного документа.

2. Участниками электронного документооборота при представлении налоговой декларации в виде электронного документа являются плательщики и налоговые органы.

3. Представление налоговой декларации в виде электронного документа осуществляется по инициативе плательщика и при наличии у него программных и технических средств, необходимых для создания, обработки, хранения и передачи информации в налоговые органы в соответствии с форматами и в порядке, установленных Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС).

4. Программные и технические средства, используемые для создания, обработки, передачи, хранения и защиты налоговых деклараций, должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

5. Налоговая декларация, представленная в виде электронного документа, приравнивается к налоговой декларации на бумажном носителе и имеет одинаковую с ней юридическую силу. При необходимости налоговые органы удостоверяют форму внешнего представления налоговой декларации на бумажном носителе. При этом на первом листе копии налоговой декларации в правом верхнем углу указывается слово "Копия", в конце налоговой декларации проставляется заверительная отметка, в которую входят надпись

удостоверяю, что настоящий документ является формой внешнего представления налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа на бумажном носителе" с прописной буквы без кавычек, личная подпись лица, заверившего копию, и дата заверения. Заверительная отметка удостоверяется печатью налогового органа.

6. Участники электронного документооборота обязаны обеспечить необходимый уровень защиты налоговых деклараций и содержащейся в них информации при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота.

Глава 2 ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА

7. Плательщик вправе использовать один из следующих способов создания и передачи налоговой декларации в налоговые органы:

с использованием сети Интернет путем обращения на Web-портал МНС (http://www.portal.nalog.by) со ссылкой на раздел, в котором в интерактивном режиме плательщику предоставляется возможность создать налоговую декларацию, вводя ее показатели с клавиатуры, подписать налоговую декларацию электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) плательщика или уполномоченного лица и отправить в зашифрованном виде на Web-портал МНС;

с использованием специализированного программного обеспечения, разработанного МНС и размещенного на Web-портале МНС, которое может быть установлено на компьютере плательщика. Инструкция по установке такого специализированного программного обеспечения размещена в этом же разделе Web-портала МНС.

С помощью специализированного программного обеспечения плательщик:

создает налоговую декларацию, вводя ее показатели с клавиатуры, либо загружает в предоставленную МНС информационную систему налоговую декларацию, подготовленную в информационной системе плательщика в соответствии с утвержденным форматом налоговой декларации;

осуществляет форматно-логический контроль показателей созданной налоговой декларации;

подписывает созданную налоговую декларацию ЭЦП;

отправляет налоговую декларацию на Web-портал МНС.

Глава 3 ПОРЯДОК ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

8. Поступившая на Web-портал МНС налоговая декларация подвергается форматно-логическому контролю.

При отсутствии ошибок форматно-логического контроля в представленной налоговой декларации плательщику направляется подтверждение о приеме налоговой декларации по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

Подтверждение о приеме налоговой декларации на портале МНС подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица МНС и направляется плательщику в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения.

9. Передача налоговых деклараций инспекциям МНС по месту постановки на учет плательщика или по месту расположения объектов налогообложения (далее - инспекция МНС) осуществляется путем представления инспекциям МНС удаленного доступа на Web-портал МНС.

10. При отсутствии ошибок в представленной налоговой декларации инспекцией МНС направляется плательщику подтверждение о приеме налоговой декларации без ошибок по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

11. При наличии ошибок в представленной налоговой декларации инспекцией МНС направляется плательщику подтверждение о приеме налоговой декларации с ошибками по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

12. Подтверждения о приеме налоговой декларации, указанные в пунктах 10 и 11 настоящей Инструкции, подписываются ЭЦП уполномоченного должностного лица инспекции МНС и направляются плательщику в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения.

13. Документ, поступивший на Web-портал МНС не по установленному формату, не идентифицируется как налоговая декларация. Сообщение о представлении такого документа не по установленному формату подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица МНС и направляется плательщику в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения.

14. В случае получения налоговым органом информации от плательщика о том, что тайна личного ключа подписи нарушена, налоговая декларация не рассматривается.

15. Налоговая декларация, подписанная ЭЦП плательщика или уполномоченного лица и ЭЦП уполномоченного должностного лица инспекции МНС, и подтверждения о приеме налоговой декларации подлежат хранению в электронном архиве плательщика. В этих целях указанные документы должны быть перемещены на компьютер плательщика с Web-портала МНС.

Глава 4 ПОРЯДОК И СРОКИ ХРАНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

16. МНС обеспечивает хранение в электронном архиве налоговых деклараций и подтверждений о приеме налоговой декларации в виде оригиналов электронных документов на сервере либо на дисковой стойке, подключенной к серверу. Копия электронного архива хранится на ленточной библиотеке.

17. Электронный архив МНС содержит эталонные и рабочие экземпляры электронных документов.

18. Электронный архив МНС выполняет следующие функции:

прием электронного документа в архив, создание эталонного и рабочего экземпляра электронного документа;

ведение учета электронных документов, принятых на хранение в архив, в учетных документах архива;

хранение электронных документов в архиве в течение установленных сроков;

контроль сохранности электронных документов в архиве;

поиск электронного документа и выборка из архива;

подготовка и выдача электронного документа на машинном носителе или удостоверенных копий на бумажном носителе;

подготовка на основании хранящихся в архиве электронных документов информации, необходимой для разрешения споров и разногласий;

ведение учета использования электронного документа;

изъятие электронного документа из архива, его уничтожение (утилизация) по истечении установленных сроков хранения.

19. К порядку хранения налоговых деклараций и подтверждений о приеме налоговой декларации применяются правила, установленные законодательством для хранения указанных документов, представляемых на бумажном носителе, если иное не вытекает из существа электронного документа.

20. Налоговые декларации и подтверждения о приеме налоговой декларации хранятся в течение сроков, установленных законодательством для хранения указанных документов на бумажном носителе.

Приложение 1 к Инструкции о порядке представления, приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, которые в соответствии с законодательством должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в виде электронного документа в налоговых органах, порядка и сроков хранения таких налоговых деклараций (расчетов) и документов

Приложение 2 к Инструкции о порядке представления, приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, которые в соответствии с законодательством должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в виде электронного документа в налоговых органах, порядка и сроков хранения таких налоговых деклараций (расчетов) и документов

Приложение 3 к Инструкции о порядке представления, приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, которые в соответствии с законодательством должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в виде электронного документа в налоговых органах, порядка и сроков хранения таких налоговых деклараций (расчетов) и документов

Другие статьи

Установка Электронного Декларирования в Минске, IT FIX

Установка Edeclaration в Минске!

Вот такой ключ необходим для подписи декларации и отправки ее в ИМНС

eDeclaration – это программа для составления налоговых деклараций предприятий и отправки их в налоговую инспекцию. Наши специалисты установят на ваш компьютер или ноутбук программное обеспечение для электронного декларирования, настроят его, обновят справочники и установят программу для удаленного администрирования (TeamViewer). Также для работы с eDeclaration необходим ключ шифрования Avest, при его помощи подписывается декларация. Если у вас уже есть такой ключ и вы не знаете, что делать дальше звоните нам прямо сейчас или закажите звонок.

ЧУП "Айтификс" зарегестрировано в 2013 году.

Закончил БГУИР по специальности Инженер-программист, с 2011 года занимается ремонтом компьютеров.

Закончил БГУИР по специальности Инженер по радиоинформатике, с 2012 года занимается ремонтом компьютеров.

Постановление Совета Министров РБ № 1227 О Государственной целевой программе по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса

Постановление Совета Министров РБ
№ 1227 от 26.08.2008. О Государственной целевой программе по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 - 2011 годы

Зарегистрировано в НРПА РБ 28 августа 2008 г. N 5/28228

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную целевую программу по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 - 2011 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить государственным заказчиком Государственной программы Министерство по налогам и сборам.

3. Министерству по налогам и сборам:

довести Государственную программу до заинтересованных;

обеспечить координацию деятельности исполнителей по выполнению Государственной программы;

ежегодно до 25 апреля представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения Государственной программы.

4. Министерству финансов, Министерству по налогам и сборам при формировании проектов республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать в установленном порядке средства на выполнение Государственной программы.

5. Возложить персональную ответственность за выполнение Государственной программы на Министра по налогам и сборам.

6. Контроль за выполнением Государственной программы возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы экономики.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАСЧЕТА ПОДЛЕЖАЩИХ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ СУММ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН) И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ (РАСЧЕТОВ) В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная целевая программа по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 - 2011 годы (далее - Государственная программа) разработана в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. N 136 "О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г. N 79, 1/8435).

Государственная программа направлена на:

разработку программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде - автоматизированной информационной системы "Расчет налогов" (АИС "Расчет налогов");

упрощение системы налогообложения в республике, развитие новых форм взаимодействия налоговых органов с плательщиками, обеспечение возможности представления деклараций (расчетов) в налоговые органы в электронном виде, совершенствование имиджа государства в сфере налогового администрирования.

Реализация Государственной программы предусматривает:

выполнение комплекса мероприятий по разработке программного обеспечения;

закупку программных и технических средств для оснащения налоговых органов;

разработку нормативной правовой базы, регламентирующей электронный документооборот в налоговых органах;

обучение специалистов для сопровождения автоматизированной информационной системы.

Глава 2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

В настоящее время в мире существует тенденция роста использования государственными органами информационно-телекоммуникационных технологий, направленных на совершенствование функционирования государственных органов, повышение эффективности их работы. Государственные органы переходят на организацию работы по принципу "электронного правительства", которая подразумевает взаимодействие с гражданами и организациями с использованием Интернет-технологий.

В мире с каждым годом увеличивается число граждан и организаций, представляющих декларации в налоговые органы в электронном виде. Система представления налоговых деклараций с использованием Интернет-технологий развивается в США, Австралии, Франции, Бельгии, Люксембурге, Литве, Эстонии и других государствах. В некоторых из них до 75 процентов граждан представляют налоговые декларации в электронном виде.

Как показала мировая практика, основными результатами перехода к системе представления налоговых деклараций с использованием Интернет-технологий являются:

уменьшение затрат времени для плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы. При заполнении форм налоговой отчетности в электронном виде осуществляется контроль заполнения показателей форм отчетности;

оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

возможность оперативного получения информации о выполнении обязательств перед бюджетом;

повышение эффективности деятельности налоговых органов.

В Республике Беларусь налоговые органы имеют достаточно развитую информационную систему. Однако внедрение системы электронного декларирования в республике сдерживалось отсутствием государственной инфраструктуры открытых ключей электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

Внедрение АИС "Расчет налогов" позволит:

автоматизировать процесс расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и передачу налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы в электронном виде;

автоматизировать процессы подготовки необходимой информации для расчета налогов с использованием имеющихся данных в бухгалтерских и налоговых регистрах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и системы показателей для исчисления налогов с физических лиц;

предоставлять плательщикам возможность формирования налоговых деклараций в виде электронного документа и передачи их в налоговые органы по каналам электросвязи.

Использование электронной цифровой подписи потребует создания инфраструктуры, осуществляющей регистрацию и удостоверение ЭЦП плательщиков.

В связи с наличием отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности плательщиков, а также существенным различием системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей АИС "Расчет налогов" будет состоять из нескольких частей, предназначенных для различных плательщиков.

Переданные электронные декларации будут приняты, обработаны в налоговых органах и использованы для налогового учета и формирования аналитической отчетности, позволяющей осуществлять контроль за поступлением налогов, комплекс мероприятий по снижению задолженности плательщиков перед бюджетом.

В настоящее время налоговые декларации представляются плательщиками на бумажных носителях. В налоговых органах осуществляется камеральная проверка расчета налогов по показателям налоговых деклараций и ввод показателей деклараций в функционирующую информационную систему.

Существующая система приема налоговых деклараций требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Плательщик - юридическое лицо представляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам (далее - инспекция МНС) до 15 налоговых деклараций в месяц. На проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25 - 30 минут рабочего времени, на внесение показателей декларации о совокупном годовом доходе физического лица - до 10 минут рабочего времени.

АИС "Расчет налогов" предоставит плательщику возможность формирования налоговых деклараций как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Передача электронных документов в налоговые органы будет осуществляться с использованием Интернет-технологий либо на магнитных носителях (дискеты, CD-диски, flash-память).

Для реализации возможности передачи в налоговые органы налоговых деклараций с использованием Интернет-технологий необходима разработка проекта корпоративного Web-портала МНС, предоставляющего единую точку доступа к информационным ресурсам МНС и приложениям с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Web-портал должен обеспечить удобную работу как для плательщиков, так и для налоговых органов.

Построение Web-портала МНС предусматривает следующие цели:

обеспечение информационной безопасности и конфиденциальности информации плательщика;

предоставление своевременной информации о принятых законодательных актах, внесенных изменениях в налоговое законодательство;

предоставление плательщику возможностей:

передачи электронных деклараций, расчетов налогов, сформированных АИС "Расчет налогов" на рабочем месте, в том числе в интерактивном режиме, в налоговые органы;

просмотра переданных налоговых деклараций и актов сверок с налоговыми органами о расчетах с бюджетом;

запроса информационных услуг на основе принципа "одно окно";

оперативного доступа к открытой нормативно-справочной информации;

дистанционного обучения по вопросам ведения и заполнения налоговой отчетности;

получения консультаций специалистов по различным вопросам налогообложения.

Новая схема взаимодействия плательщиков с налоговыми органами потребует внедрения современных технологий в корпоративную информационную систему МНС.

В настоящее время создана корпоративная сеть налоговых органов, принципы построения и структура которой соответствуют основным положениям функционирования корпоративной информационной системы:

трехуровневая структура корпоративной сети включает районный, областной и республиканский уровни, которые объединяют в единую сеть локальные вычислительные сети инспекций МНС и МНС;

корпоративная сеть построена на основе каналов и услуг связи, предоставляемых РУП "Белтелеком". Для налоговых органов организована закрытая виртуальная сеть;

взаимодействие между базами данных в корпоративной информационной системе осуществляется на основе технологий синхронизации (репликации).

Созданная техническая инфраструктура позволяет внедрять новые технологии с использованием распределенных баз данных, сосредоточенных на областном и центральном уровнях, и дистанционного доступа к информационным ресурсам.

Разработка Web-портала предполагает, что для связи с внешними информационно-вычислительными системами должна формироваться специальная база данных, которая синхронизируется с базой данных республиканского уровня. Информация из республиканской базы данных с помощью репликационных механизмов передается в базы данных областного уровня (по месту постановки на учет организации, индивидуального предпринимателя, физического лица).

Для обеспечения скоростных характеристик информационного обмена должны использоваться выделенные или оптические каналы связи, обеспечивающие защиту информации.

Для хранения в течение длительного срока электронных налоговых деклараций и других электронных документов, представляемых в налоговые органы, необходима разработка программно-технического комплекса, обеспечивающего ведение архива электронных документов и архива электронно-цифровых подписей плательщиков. Организация архивов предполагает наличие центрального хранилища данных в МНС и областных хранилищ данных.

Основные учетные автоматизированные информационные системы, в рамках которых осуществляется ввод информации из деклараций, представленных на бумажных носителях, установлены в районных инспекциях МНС. Они разработаны в 1993 - 1998 годах с применением устаревших технологий, которые не обеспечивают возможности дистанционной работы с распределенными базами данных, электронными документами и Интернет-технологиями. Поэтому актуальна проблема перевода этих АИС на новые "клиент-серверные" технологии, позволяющие осуществить прием и обработку электронных документов.

Учитывая тот факт, что основные закупки компьютерной техники налоговые органы осуществили в 1995 - 1998 годах, особую актуальность приобретает проблема замены морально устаревшего оборудования, на которое невозможно установить современные системные программные продукты, и закупка дополнительного оборудования, обеспечивающего работу в корпоративной сети в удаленном режиме с использованием криптографических средств защиты.

Глава 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основными целями, которые должны быть достигнуты при реализации Государственной программы, являются:

упрощение процедуры взаимодействия плательщиков с налоговыми органами, сокращение затрат рабочего времени плательщика на подготовку налоговых деклараций и передачу их в налоговые органы;

сокращение бумажного документооборота;

совершенствование автоматизированных систем учета налогов, повышение эффективности работы сотрудников налоговых органов.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

процедуры формирования налоговых регистров, содержащих данные, необходимые для расчета показателей налоговых деклараций;

процессы расчета налогов и сборов для плательщиков различных категорий;

представление в налоговые органы деклараций в виде электронных документов (с использованием ЭЦП);

функции налогового учета посредством использования сведений электронных налоговых деклараций;

обеспечить до конца 2010 года представление плательщиками (15 процентов от их общего числа) в налоговые органы налоговых деклараций в электронном виде по подлежащим уплате в бюджет суммам налогов, сборов (пошлин).

Глава 4 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обеспечение защиты конфиденциальной информации, составляющей налоговую тайну, включая технические, программные, организационные и другие способы, должно стать основным требованием при разработке проекта АИС "Расчет налогов".

Организация защиты информации АИС "Расчет налогов" должна быть реализована в соответствии с нормативными правовыми актами.

Разработка проектной документации должна осуществляться в соответствии с действующими в Республике Беларусь стандартами.

Для обеспечения отказоустойчивости и бесперебойного функционирования АИС "Расчет налогов" предполагается создание системы резервного копирования, архивирования, восстановления информации.

В целях обеспечения информационной безопасности в процессе разработки и внедрения АИС "Расчет налогов" возможно проведение комплекса мероприятий по усовершенствованию организационной структуры налоговых органов.

Глава 5 НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ АИС "РАСЧЕТ НАЛОГОВ"

В 2005 году МНС разработало концепцию развития автоматизированной системы налоговых органов. Созданная корпоративная сеть налоговых органов позволяет интегрировать многочисленные разрозненные информационные системы, предназначенные для автоматизации различных функций налоговых органов, предоставляет возможность перевода их на современные информационные технологии, что значительно повысит эффективность налогового администрирования.

В результате использования в сфере высоких технологий программ планирования бизнес-процессов, программно-аналитических систем, позволяющих автоматизировать все сферы деятельности предприятия (ERP-системы), приняты решения о внедрении в налоговых органах автоматизированной системы уровня ERP.

Создание АИС "Расчет налогов" - начало внедрения в налоговых органах информационных систем уровня ERP. Использование информационной системы уровня ERP для налогового администрирования коренным образом меняет подход к взаимодействию с плательщиками налогов, сборов (пошлин), приведет к изменению налогового законодательства, потребует совершенствования методологии налогообложения.

АИС "Расчет налогов" может быть использована различными категориями плательщиков.

Плательщики, имеющие развитые вычислительные системы, используемые для ведения бухгалтерского и налогового учета, смогут интегрировать их с предложенными новыми технологиями, внедренными АИС "Расчет налогов".

Плательщикам, не имеющим вычислительных средств либо информационных систем бухгалтерского и налогового учета, будет предложен упрощенный вариант электронного взаимодействия с налоговыми органами.

Разработчикам АИС "Расчет налогов" предстоит создать уникальную интегрированную систему, которая позволит реализовать механизм взаимодействия плательщиков с налоговыми органами, налоговых органов - с другими органами государственного управления и организациями посредством обмена формализованной информацией в электронном виде с использованием современных информационных технологий и применением ЭЦП.

Одной из важнейших составляющих АИС "Расчет налогов" является прикладное программное обеспечение, которое должно быть создано, так как его невозможно приобрести на рынке программных продуктов в Республике Беларусь и за рубежом.

Реализация АИС "Расчет налогов" предусматривает методологическую разработку унифицированной системы налоговых регистров, позволяющей осуществить расчет подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) для плательщиков налогов и сборов (юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей) в различных сферах деятельности. Для этого предстоит проанализировать специфику налогового и бухгалтерского учета различных организаций и индивидуальных предпринимателей, а также отраслей хозяйственной деятельности, разработать предложения по их упрощению и унификации.

Для обеспечения работы с электронными документами плательщиков предстоит модернизировать информационную систему налоговых органов по учету налогов и сборов. Основной целью модернизации является централизация информационных потоков, создание систем хранилищ, обеспечение доступа ко всем корпоративным приложениям из одной точки доступа.

АИС "Расчет налогов" будет состоять из двух основных подсистем.

Первая составляющая АИС "Расчет налогов" предназначена для юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих уплату налогов, сборов (пошлин) и иных платежей. Подсистема должна обеспечить выполнение следующих функций:

формирование универсальной системы налоговых регистров для различных видов пользователей (юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей), предоставление возможности индивидуального выбора подсистемы регистров для пользователей АИС;

расчет налогов по сформированным регистрам показателей налоговых деклараций;

формирование налоговых деклараций в виде электронного документа в соответствии с определенной структурой с использованием электронно-цифровой подписи;

передача электронных налоговых деклараций с применением системы криптографической защиты в инспекции МНС на обработку, загрузка обработанных налоговых деклараций в информационную систему учета налогов;

ведение архива электронных деклараций у плательщика и в налоговых органах с функциями поиска, просмотра, распечатки документа;

создание в налоговых органах автоматизированного электронного ресурса МНС (например, в виде портала).

Второй составляющей АИС "Расчет налогов" является подсистема, предназначенная для налоговых органов, которая автоматизирует выполнение основных функций налоговых органов:

учет поступлений налогов, сборов (пошлин);

экономический анализ и прогнозирование поступлений налогов и сборов (пошлин), налоговый аудит;

информационное взаимодействие с другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, налоговыми органами других государств, в том числе и с использованием удаленного доступа к базам данных;

формирование различных аналитических документов по реквизитам основных учетных таблиц базы данных МНС.

АИС "Расчет налогов" должна интегрироваться с автоматизированной системой по сбору сведений от налоговых агентов о доходах плательщиков и автоматизированной системой ведения Государственного реестра плательщиков Республики Беларусь, создаваемыми в соответствии с Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь", утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. N 1819 "О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г. N 3, 5/11734).

Для успешной реализации АИС "Расчет налогов" необходима разработка архитектурного решения построения системы, которое должно обеспечить:

круглосуточное функционирование системы;

организацию взаимодействия информационного внутреннего обмена (репликация, файловый обмен, технология распределенных баз данных и т.д.);

надежность и безотказность функционирования оборудования;

организацию системы бесперебойного питания в режиме круглосуточного функционирования АИС "Расчет налогов";

организацию резервного копирования (как оперативного, так и долгосрочного);

организацию безотказности работы модуля обработки запросов с механизмами автоматической балансировки при большом количестве подключений как для внешних пользователей, так и запросов инспекций МНС.

Внедрение АИС "Расчет налогов" потребует разработки нормативных правовых актов, регламентирующих порядок электронного документооборота в налоговых органах.

Глава 6 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛНИТЕЛЬ РАБОТ

Реализация Государственной программы состоит из следующих этапов:

Исполнителем работ по реализации Государственной программы является СП ЗАО "Международный деловой альянс".

Глава 7 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

На реализацию Государственной программы в 2008 - 2011 годах предусматривается финансирование в размере 10460 млн. рублей, в том числе:

в 2008 году - 2298,7 млн. рублей, из них капитальные вложения на техническое переоснащение МНС - 1183,7 млн. рублей;

в 2009 году - 3299,6 млн. рублей, из них капитальные вложения на техническое переоснащение МНС - 2176,6 млн. рублей;

в 2010 году - 4215,7 млн. рублей, из них капитальные вложения на техническое переоснащение МНС - 2439,7 млн. рублей;

в 2011 году - 646 млн. рублей, из них капитальные вложения на техническое переоснащение МНС - 200 млн. рублей.

Финансирование разработки программного обеспечения и мероприятий по технической модернизации налоговых органов (капитальных вложений) АИС "Расчет налогов" в 2008 - 2011 годах будет осуществлено за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование финансовых и налоговых органов.

Финансовые затраты на разработку программного обеспечения АИС "Расчет налогов" приведены в приложении 1.

Финансовые затраты на мероприятия по технической модернизации налоговых органов приведены в приложении 2.

Глава 8 ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основное назначение АИС "Расчет налогов" - реализация принципа "электронного декларирования" в государстве, упрощение процедур налогового администрирования, обеспечение информацией других государственных органов.

В результате внедрения АИС "Расчет налогов" предусматривается:

сокращение потерь времени на осуществление операций и процедур в сфере налогообложения;

повышение надежности, достоверности, оперативности и эффективности сбора и обработки информации, создание аналитических систем;

повышение вероятности выявления представленных недостоверных данных на основании современных методов анализа собираемой информации;

повышение эффективности налогового контроля, которое позволит обеспечить сокращение количества проверок при одновременном повышении их результативности;

совершенствование налогового контроля;

интеграция информационных ресурсов районного, областного и республиканского уровней налоговых органов;

обеспечение актуальной и достоверной информацией органов государственной власти и управления;

эффективный автоматизированный информационный обмен в сфере налогообложения с внешними информационными ресурсами и системами;

повышение уровня подготовки сотрудников налоговых органов для работы в условиях использования новых информационных технологий и технических средств.

В районных инспекциях МНС внедрение АИС "Расчет налогов" освободит работников от необходимости ручного ввода показателей налоговых деклараций и других сведений в учетные информационные системы, позволит перераспределить функции сотрудников инспекций и оптимизировать структуру инспекций, ускорит процесс обработки информации, полученной от плательщиков, повысит оперативность проведения анализа поступления налогов.

Для областных инспекций МНС главным результатом станет создание банков данных и сосредоточение в них налоговой информации региона, что позволит проводить независимый автоматизированный аудит.

Для МНС важнейшие результаты будут заключаться в создании централизованной системы хранения информации, что даст возможность оперативно и качественно вести учет и контроль поступления налогов в бюджет, принимать адекватные управленческие решения, осуществлять контрольные мероприятия и совершенствовать налоговое законодательство, использовать прогрессивные формы и методы анализа динамики налоговых платежей и структуры налоговой нагрузки, более полно определять налоговый потенциал юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, регионов и экономики республики в целом. Своевременное выявление складывающихся в динамике и структуре налоговых поступлений тенденций обеспечит более высокую степень точности налогового прогнозирования. В свою очередь принятие на основе точных прогнозов взвешенных управленческих решений позволит концентрировать усилия налоговой службы на проблемных участках формирования доходной части бюджета.

Для плательщика важнейшие результаты будут заключаться в ускорении процесса качественной подготовки налоговых деклараций, в возможности удаленного общения с налоговой инспекцией. Через Web-портал МНС он сможет обмениваться информацией с инспекцией МНС и МНС в электронном виде, использовать дистанционное обучение по вопросам ведения и заполнения налоговой отчетности, запрашивать информационные услуги на основе принципа "одного окна", что позволит повысить качество его обслуживания и сократит время на оформление необходимых документов и посещение инспекции МНС.

Предполагается, что в течение пяти лет после внедрения принципа "электронное декларирование" количество плательщиков, осуществляющих электронное взаимодействие с налоговыми органами, достигнет 75 процентов при соответствующем нормативном правовом обеспечении электронного документооборота и активной работе налоговых органов, пропагандирующих преимущества такого взаимодействия.

Органам государственного управления будет предоставлена возможность в рамках своей компетенции получить доступ к необходимой налоговой информации, не дублируя ее в своих информационных системах.

Приложение 1
к Государственной целевой программе
по разработке программно-технического
комплекса по автоматизации процесса
расчета подлежащих уплате в бюджет
сумм налогов, сборов (пошлин)
и представлению в налоговые органы
налоговых деклараций (расчетов)
в электронном виде на 2008 - 2011 годы
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
08.10.2010 N 1472)

ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "РАСЧЕТ НАЛОГОВ"

Приложение 2
к Государственной целевой программе
по разработке программно-технического
комплекса по автоматизации процесса
расчета подлежащих уплате в бюджет
сумм налогов, сборов (пошлин)
и представлению в налоговые органы
налоговых деклараций (расчетов)
в электронном виде на 2008 - 2011 годы
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
08.10.2010 N 1472)

ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ