File-Portal

Программа Музыкальные Шедевры О П Радынова Скачать Бесплатно img-1

Программа Музыкальные Шедевры О П Радынова Скачать Бесплатно

Рейтинг: 4.7/5.0 (1568 проголосовавших)

Категория: Программы

Описание

Музыкальные шедевры, Авторская программа и методические рекомендации, Радынова О

Музыкальные шедевры, Авторская программа и методические рекомендации, Радынова О.П. 2000


Музыкальные шедевры, Авторская программа и методические рекомендации, Радынова О.П. 2000.

В брошюре дается описание учебно-методического комплекта «Музыкальные шедевры», содержащего программу, методические рекомендации, систему занятий для всех возрастных групп детского сада, бесед-концертов, развлечений.
Предлагаемые конспекты сюжетных, тематических занятий, познавательных развлечений объединяют разные виды музыкальной деятельности — слушание музыки, игры, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение.
Система формирования основ музыкальной культуры дошкольников прошла широкую экспериментальную апробацию и показала высокую эффективность. Она способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей. Может быть использована в работе с детьми младшего школьного возраста.
Для педагогов и родителей.


Формы организации музыкальной деятельности детей.
Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Авторская программа
Введение
Содержание программы «Музыкальные шедевры»
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»
Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах
Тематический план:
1 тема: «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей»
2 тема: «Песня, танец, марш»
3 тема: «Музыка рассказывает о животных и птицах»
4 тема: «Природа и музыка»
5 тема: «Сказка в музыке»
6 тема: «Музыкальные инструменты и игрушки»
Раздел II. Методические рекомендации
Обоснование содержания программы. Основные понятия
Методы, приемы, методика формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры»
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Другие статьи

Детский портал для Детского сада


В архиве музыка (10 дисков) и методические рекомендации.
Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам. Автор программы "Музыкальные шедевры" - Ольга Петровна Радынова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического Государственного университета.

Жанр / Тематика: Методическое, учебное пособие к программе "Музыкальные шедевры"
Автор: Ольга Петровна Радынова
Название: Слушаем музыку
Издательство: Москва
Год: 2009
Формат: pdf, mp3
Битрейт аудио: 224 кбит/сек
Количество страниц: 38
Размер: 1,07 ГБ

В архиве музыка (10 дисков) и методические рекомендации.
Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам. Автор программы "Музыкальные шедевры" - Ольга Петровна Радынова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического Государственного университета.

ДИСК 1. Тема «Настроения, чувства в музыке»

1. А.Гречанинов. В разлуке
2. М.Глинка. Ноктюрн «Разлука».
3. П. Чайковский. Новая кукла.
4. Г.Свиридов. Попрыгунья.
5. Г.Свиридов. Упрямец.
6. Р.Шуман. Просящий ребенок.
7. Г.Свиридов. Ласковая просьба.
8. А.Гречанинов. Материнские ласки.
9. Ж.-Ф. Рамо. Радость.
10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
12. Р.Шуман. Первая утрата.
13. М.Мусоргский. Слеза.
14. Р.Шуман. Веселый крестьянин.
15. Р.Шуман. Смелый наездник.
16. Р.Шуман. Всадник.
17. А. Гречанинов. Верхом на палочке.
18. Р.Шуман. Горелки.
19. Ж. Визе. Волчок.
20. Э.Вилла-Лобос. Петрушка.
21. К.Дебюсси. Маленький негритенок.
22. Р.Шуман. Грезы.
23. Г.Форе. Мечты.
24. Р.Шуман. Порыв.
25. Ж. Масне. Размышление.
26. П.Чайковский. Размышление.
27. Р.Шуман. Воспоминания.
28. Э.Григ. Воспоминания.
29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).
31. А.Корелли. Шутка.
32. Д.Кабалевский. Шутка.
33. П.Чайковский. Юмореска.
34.-35. А.Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).
36. Р.Щедрин. Юмореска
37. С.Прокофьев. Сарказм.
38. А.Лядов. Первое скерцо.
39. П.Чайковский. Скерцо.
40. С.Прокофьев. Юмористическое скерцо.
41. Ф.Шуберт. Скерцо.
42. X. Глюк. Мелодия.
43. П.Чайковский. Мелодия.
44. Э. Григ. Мелодия.
45. А.Рубинштейн. Мелодия.
46. А.Дворжак. Цыганская мелодия
47. Ф.Шуберт. Венгерская мелодия.

ДИСК 2. Тема «Настроения, чувства в музыке» (окончание)

1. П.Чайковский. Ноктюрн.
2. Ф.Шопен. Ноктюрн си бемоль минор.
3. Ф.Шуберт. Музыкальный момент фа минор.
4. С.Рахманинов. Музыкальный момент ми-бемоль минор.
5. И.С.Бах. Прелюдия.
6. Ф.Шопен. Прелюдия.
7. С.Прокофьев. Прелюдия.
8-11. Шопен. Четыре этюда.
12. Р.Шуман. Пьеска.
13. Ф.Шуберт. Пьеса.
14. Дж.-Б. Перголези. Андантино.
15. Л.Бетховен. Элизе.
16. И.С.Бах. Рондо из Партиты до минор.
17. В.А.Моцарт. Рондо (Маленькая ночная серенада).
18. В.А.Моцарт. Рондо ля минор.
19. В.А.Моцарт. Турецкое рондо.
20-22. И.Гайдн. Соната ре мажор №50,1-я,2-я,3-я части. 23. Л.Бетховен. Соната № 17,
3-я часть. 24-27. В.А.Моцарт. Симфония № 40 соль минор, 1-я часть, 2-4 части во
фрагментах.
28. Л.Бетховен. Симфония №5,1-я часть (фрагмент).
29. П.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1,
1-я часть (фрагмент).
30. Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть.
31. Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1-я часть.

ДИСК 3. Тема "Песня, танец, марш» ПЕСНЯ

1. Вдоль по Питерской - рус. нар. песня.
2. Дубинушка - рус. нар. песня.
3. Метелица - рус. нар. песня.
4. А.Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая.
5. А.Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучно
гремит колокольчик.
6. Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла.
7. П.Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои.
8. М.Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша.
9. М.Глинка. Камаринская.
10.-11. Н.Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.
12. А.Лядов. Каляда-Маляда.
13. А.Лядов. Плясовая.
14. А.Лядов. Колыбельная.
15. Г.Свиридов. Колыбельная.
16. Г.Форе. Колыбельная песня.
17. А.Лядов. Хороводная.
18. П.Чайковский. Русская песня.
19. И.Стравинский. Русская песня.
20. Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
21. ПЛайковский. Песня без слов.
22. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»
23. Э.Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).
24. Ф Шуберт. Аве, Мария.
25. И.С.Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
26. Ш.Гуно. Аве, Мария.
27. И.С.Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.
28. Э.Григ. Ариетта.
29.-30. С.Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).
31. Л.Бетховен. Романс.
32. Р.Шуман. Маленький романс.
33. П.Сарасате. Андалузский романс.
34. Г.Свиридов. Романс.
35. И.Гайдн. Серенада.
36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).
38. П.Чайковский. Меланхолическая серенада.
39. А.Бородин. Ноктюрн.
40. Д.Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
41. А.Вивальди. Сицилиана.
42. П.Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).

ДИСК 4 Тема - «Песня, танец, марш». ТАНЕЦ.

1. И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.
2. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.
3. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.
4. Г.Персел. Менуэт из сюиты.
5. Л.Боккерини. Менуэт-рондо.
6. Л.Боккерини. Менуэт.
7. В.А.Моцарт. Менуэт.
8. Л.Бетховен. Менуэт.
9. Э.Григ. Бабушкин менуэт.
10. Ж.Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2).
11. Г.Свиридов. Старинный танец.
12. И.С.Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.
13. С.Прокофьев. Гавот.
14. С.Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.
15. Л.Бетховен. Экосез.
16. А.Гречанинов. Вальс.
17. П.Чайковский. Вальс. (Детский альбом).
18. П.Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).
19. П.Чайковский. Сентиментальный вальс.
20. П.Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. М.Глинка. Вальс-фантазия.
22. Р.Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля).
23. И.Брамс. Вальс.
24. Ф.Шуберт. Вальс.
25. Ф.Шуберт. Лендлер.
26. Ф.Шопен. Вальс №19.
27. Ф.Шопен. Вальс №17.
28. Ф.Шопен. Вальс №6.
29. Ф.Шопен. Вальс №7.
30. Ф.Шопен. Вальс №11.
31-34.Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:
31. Вальс,
32. Аллегретто,
33. Модерато,
34. Вальс.
35-36. Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).
37. И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
38. И.Штраус. Королевский вальс.
39. С.Прокофьев. Вальс.
40. Г. Свиридов. Вальс.

ДИСК 5 Тема «Песня, танец, марш». ТАНЕЦ (окончание)

1. П.Чайковский. Полька.
2. М.Глннка. Первоначальная полька.
3. И.Штраус. Полька.
4. И. Штраус. Полька-галоп «Трик-трак».
5. И. Штраус. Полька-пиццикато.
6. Ф.Таррега. Полька Розита.
7. А.Алябьев, Мазурка.
8. А. Гречанинов. Мазурка.
9. П.Чайковский. Мазурка.
10. Ф.Шопен. Мазурка си бемоль минор.
11-16. Д.Россини-О.Респиги. Волшебный магазин игрушек: И. Тарантелла,
12. Мазурка,
13. Казачий танец,
14. Шутливый танец,
15. Медленный вальс,
16. Галоп.
17. Ж.Бше. Галоп.
18. И.С.Бах. Полонез.(Сюита №2 для камерного оркестра).
19. А.Лядов. Полонез. (Памяти Пушкина).
20. П.Чайковский. Полонез. (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. Г. Венявский. Полонез.
22. Ф.Шопен. Полонез ля мажор.
23. Р.Шуман. Фантастический танец.
24. Э.Григ. Танец Анитры. (Пер Гюнт).
25.-26. И Брамс. Два Венгерских танца - №1, №5.
27.-28. А.Дворжак. Два Славянских танца.
29. М.Глинка. Арагонская хота.
30. М.Глинка. Воспоминания о летней ночи в Мадриде.
31. М.Равель. Болеро.
32-33. Э. Гранадос. Испанский танец. (Два варианта исполнения).
34. И. Альбенис. Танго.

ДИСК 6 Тема «Песня. Танец, марш». МАРШ

1. П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
2. Р.Шуман. Марш.
3. П.Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
4. Н.Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
5. М.Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
6. С.Прокофьев. Марш.
7. С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
8. С.Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».
9. Г.Свиридов. Военный марш.
10. Г.Персел. Рондо из сюиты.
11. Л.Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5,
1-я часть (фрагмент).
12. Л.Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
13.-14. Р.Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения). 15-17. Ф.
Шуберт. Три марша.
18. Д.Верди. Марш из оперы "Аида".
19. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».
20. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».
21. Д.Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
22. Ж.Бшс. «Детские игры». Марш.
23. Ж.Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.
24. Ж Визе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.
25. И.Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).
26. И.Штраус. Радецки марш.
27. И.Штаус. Входной марш из оперетты "Цыганский барон».
28. Г.Берлиоз. Венгерский марш №3.

ДИСК 7. Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»

К.Сен-Санс. "Карнавал животных".
1. Вступление и Королевский марш льва.
2. Куры и петухи.
3. Птичник.
4. Лебедь.
5. Антилопы.
6. Слон.
7. Длинноухие персонажи.
8. Кенгуру.
9. Аквариум.
Ю.Ф.Шуберт. Форель.
11.Сен-Сане. «Карнавал животных». Кукушка в чаще леса.
12-13. Л.К.Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)
14. И.Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
15. А.Алябьев. Соловей. (Обр.Ф.Листа).
16.П.Чайковский. Песнь жаворонка .(«Времена года»,
инструментовка А.Гаука).
17. П.Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).
18. М.Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).
19-20. М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).
21. А.Лядов. Былина о птицах.
22. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
23. М.Равель. Печальные птицы.
24. Э.Григ. Птичка.
25. Ф. Куперен. Бабочки.
26. Э Григ. Бабочка.
27. Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.
28. С.Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).
29. С.Прокофьев. Шествие кузнечиков.
30. А.Лядов. Я с комариком плясала.
31. Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля.
32. Тема «Природа и музыка».
32. Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
33. С.Прокофьев. Утро.
34. П.Чайковский. Зимнее утро.
35. И.Штраус. Утренние листки. Вальс.
36. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
37. Э.Григ. Летний вечер.
38. С.Прокофьев. Вечер.
39. С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
40. Р.Шуман. Вечером.
41. Р.Шуман. Ночью.
42. Н.Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
43. К.Дебюсси. Лунный свет

ДИСК 8. Тема «Природа и музыка»(окончание)

1-3. А.Вивальди. "Времена года". Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
4-5. П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,
1-я, 2-я части (фрагменты).
6. Р.Шуман. Зима 1.
7-8. Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два
варианта исполнения).
11. П.Чайковский. На тройке.
12. Г.Свиридов. Тройка.
13. С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
14 -15. А.Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
16. П.Чайковский. Подснежник.
17. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
18. Э.Григ. Весной.
19. Э Григ. Ноктюрн.
20. С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
21. Р.Шуман. Май, милый май!
22.- 23. А.Вивальди. "Времена года". Лето. 2-я, 3-я части.
24. Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
25. Г.Свиридов. Дождик.
26. С.Прокофьев. Дождь и радуга.
27. Р.Шуман. Цветы.
28. А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро.
29. М.Глинка. Баркарола.
30. Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
31. Э.Григ. Ручеек.
32. А.Аренский. Лесной ручей.
33. Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
34. М.Равель. Лодка в океане.
35. М.Равель. Игра воды.
36 -37. А.Вивальди."Времена года". Осень.2-я ,3-я части.
38. П.Чайковский. Осенняя песня.
39. Г.Свиридов. «Весна и осень».
40. С.Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

ДИСК 9. Тема «Сказка в музыке».

1. П.Чайковский. Нянина сказка.
2. С.Прокофьев. Сказочка.
3. П.Чайковский. Баба Яга.
4. А. Лядов. Баба Яга.
5.-6. М.Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
7. А.Лядов. Кикимора.
8. Э.Григ. В пещере горного короля.
9. Г.Свиридов. Колдун.
10. М.Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».
11. Э.Григ. Шествие гномов.
12. -13. М.Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
14. М.Глинка. Марш Черномора. 15.-17. Н.Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Три чуда:
15. Белка,
16. 33 Богатыря,
17. Царевна-Лебедь.
18. Н.Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
19. С.Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,
20. Бой часов.
21 - 28. П.Чайковский «Щелкунчик».
21. Марш,
22. Испанский танец. Шоколад,
23. Арабский танец. Кофе,
24. Китайский танец. Чай,
25. Русский танец. Трепак,
26. Фея Драже,
27. Вальс цветов,
28. Адажио. (Мари и Принц).

ДИСК 10 Тема «Музыкальные инструменты». Подражание музыкальным инструментам и
игрушкам

1. Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.
2. Г.Свиридов. Парень с гармошкой.
3. А.Гречанинов. На гармонике.
4. П.Чайковский. Камаринская.
5. И.Стравинский. Русская. (Из балета "Петрушка»).
6. И.Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).
7. П.Чайковский. Шарманщик поет.
8. А.Лядов. Музыкальная табакерка.
9. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
10. Г.Свиридов. Музыкальный ящик.
11. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
12. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон,
13. Свадебный звон,
14. Красный звон.
15. А.Бородин. В монастыре.
16.-17. М.Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения).
18. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
19. С.Рахманинов. Фортепианный концерт N2,1-я часть.
20. Г.Свиридов. Звонили звоны.
21. Н.Паганини. Кампанелла.
22. Э.Григ. Колокольный звон.
23. М.Равель. Долина звонов.

Программа «Музыкальные шедевры»

Программа «Музыкальные шедевры»


Программа «Музыкальные шедевры»

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

  • Расширять знания о музыке

  • Вызывать и поддерживать интерес к музыке

  • Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

  • Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение.

Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема«Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема«Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема«Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема«Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принципсинкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

Автор считает важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

  • слушание знакомых музыкальных произведений;

  • музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее;

  • игры–сказки;

  • звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования;

  • тематические музыкальные вечера;

  • беседы –концерты;

  • театральные постановки;

  • праздничные утренники.

Праздничные даты могут отмечаться поразному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)
Методические рекомендации

Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием - фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам.

Доступность их возрасту определяется, прежде всего, соответствием эмоционального содержания музыки (выраженных в произведении чувств, настроений) эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Так новорожденным, детям раннего возраста, жизненный и эмоциональный опыт которых очень мал, рекомендуется слушать произведения светлой гаммы чувств (спокойные, нежные, веселые, шутливые, немного грустные). В этом возрасте очень важно, чтобы музыка вызывала положительные эмоции - радости, успокоения. Громкая, тревожная музыка негативно воздействует на эмоциональное состояние маленьких детей, поэтому эти произведения не соответствуют их психофизиологическим возможностям. Об этом писал великий русский физиолог В.М.Бехтерев. По его наблюдениям одни музыкальные произведения вызывают у младенцев радость и успокоение, а другие - плач и раздражение. Чтобы привить детям любовь к музыке, важно учитывать их возможности. Необходимо, чтобы музыка вызывала желание повторного общения с ней. Постепенно, по мере взросления ребенка, круг выраженных в музыке эмоций расширяется.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное отношение взрослого снижает реакции на музыку детей. И, наоборот, при активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, игра на музыкальном инструменте в такт звучания, в соответствии с характером произведения, внимание, выражение глаз, мимика и пр.) повышают заинтересованность в слушании музыки у детей.

Вторым условием доступности музыкальных произведений детям разного возраста является продолжительность звучания произведения (фрагмента). Внимание ребенка неустойчиво, непродолжительно, что необходимо учитывать. Важно не дожидаться утомления, рассеянности внимания ребенка, а закончить звучание фрагмента до этого. Просьбы ребенка повторить произведение или продолжить слушание свидетельствуют о рождающихся положительных оценках, что очень важно. Основы музыкальной и общей культуры детей закладываются и формируются, начиная с раннего детства при накоплении опыта восприятия музыки разных эпох, подобно

музыкальных произведении детям определенного возраста. Однако каждое произведение не закреплено за одним возрастом, а предполагает вариативное его применение в разных возрастных группах (длина фрагмента, активность детей, особенности пояснений музыки, количество занятий, включение разных видов музыкальной и художественной деятельности и пр.).

Раскроем подробнее содержание каждой из шести тем, представленных на десяти CD дисках.

Первая тема - «Настроения, чувства в музыке»(Диски 1 и

включает в себя произведения, в которых настроения, характер человека, выраженные в музыке, являются названиями пьес (Злюка, Радость, Ласковая просьба, Порыв, Мечты, Грезы, Слеза, Разлука, Шутка), а также не программные произведения (пьеса, этюд, прелюдия и др.). Это помогает детям осознать, что различить настроения и прочувствовать их - самое главное для того, чтобы понять, о чем хочет поведать нам композитор. Ведь в любой музыке - как программной (Кукушка, Грустный дождик, Колдун), так и не программной (соната, музыкальный момент, концерт) выражены чувства, которые мы переживаем. Поэтому музыка трогает нас, заставляет волноваться, радоваться, грустить, как в жизни.

Важно давать детям с раннего детства представления о том, что музыка не обязательно изображает какие либо явления - пение птиц, шум ветра, но всегда выражает настроения, чувства - как в произведениях с яркой изобразительностью, так и без нее. Поэтому первая тема является стержневой, ведущей, важнейшей для понимания детьми основ содержания любого музыкального произведения, сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, переживания, чувства человека, и их смену, рождающую некую «чувственную программу» музыкального произведения (образующую музыкальную форму). Все остальные темы изучаются в опоре на первую. Поэтому первая тема в программе является сквозной.

Вторая тема - «Песня, танец, марш» (Диски 3-6)

способствует установлению преемственности с программой Д.Б.Кабалевского.

В дошкольном возрасте дети накапливают ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров, опыт музыкальной деятельности (пение, ритмопластика, музыкально- ритмические движения), позволяющей закрепить в их сознании представления о жанровых признаках музыки. Постепенно дети могут различать черты простейших, знакомых им жанров в более обобщенной форме. Тогда у них рождаются понятия «песенность», «танцевальность», «маршевость» музыки разных композиторов. Эта идея Д.Б.Кабалевского - вести детей от простых, знакомых им жанров к более сложным представлениям о музыке очень плодотворна.

В теме «Песня» (Диск 3) записаны народные песни, романсы, произведения песенных жанров инструментальной музыки (романс, песня без слов, серенада, ария, ариетта, ноктюрн).

В теме «Танец» (Диски 4 и 5) представлены различные жанры танцевальной музыки разных эпох (старинные танцы - алеманда, буре, а также менуэты, гавоты, полонезы, вальсы, польки, мазурки и другие танцы). Эта тема предполагает активное использование музыкально-ритмических движений, танцевальных, ритмопластических импровизаций, обучение детей ритмопластическим навыкам и умениям. Любым музыкально-ритмическим движениям можно обучать детей на подлинно художественных произведениях, воспитывая не только двигательные навыки, но и умения воспринимать музыку. Движения как наиболее привлекательная для детей деятельность, являющаяся потребностью, - незаменимое средство формирования основ музыкальной культуры.

В теме «Марш» (Диск 6) записаны не только марши, но и произведения, в которых маршевая основа явно присутствует. Иногда черты маршевости сочетаются с танцевальностыо, что позволяет усложнить беседу о музыке, находить выразительные

движения, передающие жанровые черты и характер произведения.

Третья тема - «Музыка рассказывает о животных и птицах» (Диск 7), четвертая - «Природа и музыка» (Диски 7 и 8) и пятая - «Сказка в музыке» (Диск 9) ярко изобразительны. Они включают в себя коллекции произведений с одним (или близким) названием, например две разные «Бабочки», несколько произведений с названием «Осень», три разных образа Бабы яги и пр. Различение опенков настроений в пьесах с одинаковыми или близкими названиями помогает вслушиваться в музыку, находить выразительные движения, тембры инструментов, передающие образ, способствует проявлениям творчества детей в различных видах художественной деятельности (рисование, создание декораций к музыкальным сказкам, выразительных ритмопластических образов, сочинение песенок героев и пр.)

Эти темы способствуют развитию образной речи детей, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов в слове, движениях, пантомиме, ритмопластических и певческих импровизациях, инсценировках. На этих темах легко проводить параллели между разными видами искусств - сравнивать музыкальные образы с образами поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в средствах выразительности, языке.

Шестая тема - «Музыкальные инструменты и игрушки» (Диск 10) включает в себя два раздела. Первый - это подражание тембрам музыкальных инструментов. имитация звучания колокольчиков, колоколов, тамбурина, гармоники, музыкальных табакерок, шарманки на фортепиано или в оркестре.

Второй раздел включает в себя произведения с солирующими инструментами. Его открывает симфоническая сказка С.Прокофьева

«Петя и волк», в которой образно и ярко представлены тембры инструментов симфонического оркестра.